Мотивация – это внутреннее состояние, которое активирует, ведет и поддерживает желаемое поведение. Мотивация определяет, как человек учится и как относится к изучаемому предмету. Она:
— обеспечивает направление к целям;
— повышает способности к обучению и производительности когнитивной обработки;
— приводит к увеличению усилий и энергии;
— повышает упорство и настойчивость.
Многие исследования в области психологии образования показывают одно и то же: никакая воля и дисциплина не помогут, если студент не разовьет в себе внутреннюю мотивацию. Все внешние факторы имеют лишь краткосрочный эффект.
Убеждения студентов относительно своих будущих успехов и неудач прямо влияют на повышение их навыков, эмоции и мотивацию. Например, когда студенты терпят неудачу и при этом у них возникает ощущение того, что они никак не могут повлиять на ситуацию, появляется чувство стыда и вины, что приводит к низкой производительности. И наоборот, когда они ощущают, что могут повлиять на свой успех, то удваивают усилия и получают хорошие оценки и знания.
На мотивацию также влияет то, какие цели перед собой ставит обучающийся. Если их суть в том, чтобы достичь определенного уровня мастерства, то студент стремится повысить свои способности и умения во что бы то ни стало. Такого же результата добиваются и те, чьей задачей является получение хороших оценок.
Цель, основанная на овладении мастерством, приводит к таким результатам: упорство перед лицом неудачи; стремление решать сложные задачи; творческий подход; внутренняя мотивация. Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы привить обучающемуся подобное мышление.
Доцент кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Елена Уварова считает, что психология образования (или педагогическая психология) – это отрасль психологии, занимающаяся научным изучением того, как человек учится. Изучение процессов обучения, как с когнитивной, так и с поведенческой точки зрения, позволяет понимать индивидуальные различия в интеллекте, когнитивном развитии, саморегуляции и самооценке, а также их роли в обучении. Психология образования может быть частично понята через ее связь с другими дисциплинами. В основном это касается психологии, но также можно найти пересечения с медициной и биологией. При этом корни психологии образования восходят ко времени Аристотеля и Платона. Второй считал, что умение усваивать знания – это врожденная способность, первый же полагал, что, несмотря на преемственность, эти навыки можно развить.