История города Кургана:От основания до революции |
Город Курган: История Кургана О Царекурганской Слободе Царекурганская Слобода в XVIII веке
ЦАРЕКУРГАНСКАЯ СЛОБОДА В XVIII ВЕКЕ
Август 29, 2006 Расположенная в плодородном лесостепном Зауралье, в весьма благоприятном, с точки зрения обороны, месте, слобода Царево Городище, или Царекурганская, в первой половине XVIII века становится значительным военным и административным центром. Согласно переписи 1710 года, проведенной Василием Турским по указу Петра I, к слободе Царево Городище относилось 15 «приписных» деревень: Кетово, Лебеткина, Курганская, Арбинка, Черемуховская, Смолино, Утяцкая и др. В самой слободе насчитывалось 72 двора, в которых проживало, согласно переписи, 456 человек. 40 дворов принадлежало драгунам и отставным драгунам, 15 – крестьянам, 5 – бобылям, 4 – вдовам, 4 – духовенству, по одному двору держали писчий дьячок, отставной сержант и казачий сын. Кроме того, в переписи отмечены 11 подворников, или «гулящих людей», то есть тех, кто не имел своего двора и проживал на чужом. Так, во дворе крестьянина Петра Шумкова жила «подворница гулящего мужа Пелагея Корнилова тридцати лет» с годовалой дочерью, а во дворе писчего дьячка проживал «подворник гулящий Иван Иванов двадцати лет» с женой и тремя детьми. Кроме того, Турский отметил двух наемных работников у драгуна Ф. Пушкарева, а у священника Михайла Васильева указаны «дворовые люди калмыцкой породы» – двое мужчин и две женщины. Пятеро из 456 жителей слободы оказались грамотными и смогли поставить свою подпись под документами переписи, за остальных же «церковный дьячок Иван Пономарев руку приложил». Еще в конце XVII в. слобода управлялась приказчиками, однако в переписи 1710 никакой приказчик уже не упоминается, «а в прикащичьем дворе живет поп той слободы Михайло Васильев. Крестьян же, ведает судом и росправою драгунского строя капитан Иван Филиппов сын Обольянинов». Капитан Обольянинов состоял он на службе в драгунском полку у полковника Леонтия Парфеньева. Жена его и дети жили в Мехонской слободе, а сам он – в Царевом Городище. К огромному разочарованию историков, ни в самой слободе, ни в принадлежащих к ней деревнях не упоминается фамилия «Невежин», несмотря на то, что со дня основания слободы прошло лишь около 50 лет. Остается лишь гадать: или Тимофей Невежин вообще не имел семьи, или, быть может, были у него только дочери, сменившие фамилию в замужестве? В отличие от европейской части России, в Сибири не было помещичьих хозяйств, верховным собственником земли здесь было государство. Обрабатывали же эту землю «государственные черносошные крестьяне», которые за пользование «собинным» наделом обязаны были обрабатывать «государево поле», урожай с которого шел в «государевы» житницы и амбары. В середине XVIII в. «государева» барщина была заменена уплатой оброка – сначала натурального, а затем денежного. Впрочем, не крестьяне составляли основное население слободы. Царево Городище в начале XVIII века – в первую очередь пограничная крепость, и большую часть его жителей составляли все-таки военные. После того, как в середине XVIII века пограничная линия отодвинулась дальше на юг, и военный гарнизон оставил Цаерво Городище, население слободы резко сократилось. В 1749 году в ней осталось 59 жилых домов с числом жителей 200 человек в возрасте от 16 до 50 лет. Петр-Симон Паллас, побывавший в Царевом Городище в 1770 году, пишет: «Когда еще пограничная линия шла по Тоболу и Коркиной, стоял здесь сильный гарнизон, и сперва была здесь также и главная квартира. В то время было сие место изрядно застроено офицерскими и другими домами, ныне ж находится много пустых мест и обвалившихся пустых домов, которое все безобразит оную. Число простых домов, в коих еще и по ныне живут, простирается до 134. Вместо старой деревянной церкви начали строить каменную, но как в окрестности сего места в извести недостаток и должно оную привозить из Шадринска и Тюменя, то строение производится медлительно…» Однако запустение длилось недолго. Со строительством Пресногорьковской оборонительной линии Курганская слобода окончательно становится глубоким тылом. Возможность безопасно заселять не только западное, но и восточное Притоболье способствовали быстрому освоению края и дальнейшему росту слободы. Согласно записям И.П. Фалька, посетившего Курган спустя год после Палласа, в 1771 году Курганской слободе принадлежат уже не 15, а 26 деревень, а количество жителей в слободе и приписных деревнях составило 3017 «оброчных душ» – в два раза больше, чем в 1710 году. О внешнем облике, обычаях и одежде слобожан нам известно благодаря замечательной статье краеведа Николая Алексеевича Абрамова «Слобода «Царево Городище» с окрестностями до переименования ее городом Курганом», опубликованной в «Тобольских губернских ведомостях» 6 февраля 1860 г.: «…Жители как самой слободы Царево Городище, так и окрестных сел, слобод и деревень, в описываемое мною время имели волосы самою большею частию белокурые или светлорусые, в юности совершенно белые, доходящие почти до цвета жемчуга. Лицо белое, глаза голубые. Молодые женщины и девицы самою большею частию румяны и красивы, как обыкновенно говорят, – кровь с молоком. Как мужчины, так и женщины довольно крепкого здоровья, дородны и некоторые толстоваты…» В будни слободские и деревенские крестьяне носили рубашки из холста или самодельной пестряди. Верхняя одежда была из черного овечьего самодельного сукна. Зимой носили овчинные шубы, поверх которых в дорогу надевали козлиные яги (род тулупа). На голове – меховые малахаи, крытые сукном, летом – поярковые шляпы. В праздники крестьяне одевали рубашки из тонкого холста, кумача или александрийки и кафтаны из синего самодельного и самокрашенного сукна. Парни носили рубашки-косоворотки из александрийки и кумачу с воротниками, расшитыми золотым галуном, шляпы украшали «огородными» или полевыми цветами. В будни мужской обувью были бродни, в праздники – сапоги. «Холстяные женские рубашки и дубасы из холста, окрашенные сандалом с корою ольхи, подпоясывались шерстяными разноцветными поясами. В праздники – рубашки из тонкого белого холста с широкими рукавами, собранными на кистях рук; на шее – прямой воротник, застегнутый медной или серебряной запонкой со вставленной в середине фольгою или цветным камешком. Сарафаны (ферязи), смотря по состоянию, были из крашеного тонкого холста, китайки-зендели, гарнитура, объяри, штофа, голи и парчи. Сарафаны подпоясывались шелковым разноцветным поясом, концы которого завиты золотой или серебряной мишурою. На шее – разные бусы, янтари, маршан, а у богатых – китайский жемчуг. Под рубашкой на груди носили медный или серебряный крестик на такой же поцепке». На голове женщины в праздники носили венцы, повязанные на затылке бумажными и шелковыми платками, затканными золотом или серебром. Носили и «чепцы», или кокошники, украшенные позументами и золотой вышивкой. В будни женщины носили повойники, похожие на чепцы, но без вышивки. Выходя из дома, пожилые женщины покрывали голову фатою из бумажной или шелковой ткани. Девицы в будни заплетали косу с висящей на конце красной ленточкой. В праздники и на гулянья на голову надевался «убор» – широкая («вершка три шириной») повязка из шелковой ткани, вышитой золотом с бисерными или жемчужными понизьями. Убор на затылке скреплялся широкой лентой и, расширяясь кверху, имел вид короны. Коса оканчивалась косиком в виде треугольника, сделанного из толстой бумаги и обтянутого материей с нанизанным на ней бисером, фольгой и разноцветными камешками. Обувь женщин состояла в будни из чирков, в праздники – из черевик с высокими каблуками. В Курганской слободе и принадлежащих ей селах и деревнях, как пишет, ссылаясь на «предания», Н.А. Абрамов, «имели место набожность, благочестивое усердие в молитвах, строгость в исполнении церковных обязанностей». День начинался со слов: «Благослови господи!» и оканчивался благодарением богу: «Слава тебе, господи!» Отправляясь на пашню для посева хлеба, старшие в семействе затепляли свечку перед иконами и вместе с домочадцами на несколько минут присаживались по лавкам, потом вставали, молились и «с благословения божьего отправлялись на поля». За столом царил строжайший порядок. Если за стол сел хозяин семьи, садиться обязаны были все и есть «молча, чинно, вперед старшего ложкой в чашку не лезть и из-за стола прежде хозяина не выходить». Хлебосольство курганцев «прежде славилось и теперь славится в высшей степени». В церковные престольные праздники крестьяне из окрестных сел съезжались в слободу и после обедни ходили по приятелям «поесть хлеба-соли». Хозяевами заранее готовились обильные кушанья. В скоромные дни угощали пирогом с рыбой, мясными похлебками, пирожками с клубникой, черемухой и другими ягодами, блинами, караваями, сырницами, яичницами – всех перемен могло быть более двадцати. Пиво наваривалось по несколько бочонков, разных сортов: хмельное, постное с душицей, вишневым или смородиновым листом. Его подавали на подносах в медных, вылуженных стаканах или стопках. В постные дни праздничные кушания готовились только из рыбы, ягод и овощей. Все дома слободы были деревянными, из соснового леса, крытые соломой, драницей или тесом. Надворные постройки были из березового леса, крытые чаще соломой, иногда – берестой с драницей. Дом первоначально представлял собой неперегороженный сруб; потом стали строить дома «связкой»: ставили два сруба на расстоянии 4-6 аршин, а между ними устраивали сени, забранные тесом или бревнами. Южная изба была жилой. Здесь направо от дверей была печь, «челом на юг», над дверями – полати, вдоль стен тянулись лавки для сидения, а в переднем углу была божница. В зажиточных домах на полы стелили половики из конопляного холста, в бедных домах пол усыпался белым мелким песком. Другая часть дома – по-местному, клеть – была нежилой, без печи с одним узким волоковым окошком для прохода света и воздуха. В клети хранили все имущество – сундуки, одежду, напеченный хлеб и прочее. Только к концу XVIII в. многие стали обращать клети в горницы с печами и большими окнами. Единственным каменным зданием слободы была трехпрестольная Троицкая церковь, она же долгое время оставалась единственным храмом Кургана. Елена Барышева (по материалам книг А.М. Васильевой «Забытый Курган» и В. Плющева «Курган на Тобол-реке») |
Проекты о Кургане:
История города Кургана от основания до революции.
Люди старого Кургана. Улицы старого Кургана: путеводитель. |
||||||||||
|
© Copyright "История города Кургана".
Все авторские права защищены законом. Использование материалов без ссылки на сайт запрещается. |
|