История города Кургана:От основания до революции |
Город Курган: История Кургана Название города Царев Курган
ЦАРЕВ КУРГАН
Август 29, 2006 О том, что наш город получил свое название в честь древнего кургана, находившегося на этом месте, знает, наверно, каждый житель нашего города. Но вот что это был за курган, чьим захоронением служил, когда и кем был сооружен и куда в конце концов исчез – известно далеко не многим… Первое упоминание о Царевом Кургане мы находим в «Хорографической чертежной книге» – атласе Сибири, составленном С.У. Ремезовым, который был участником похода военного отряда во главе с сыном боярским Андреем Кляпиковым. Этот отряд 10 апреля 1696 года вышел из Тобольска «для оберегательства слобод от приходу казачьи орды неприятельских людей» и 20 августа прибыл в слободу Царево Городище. Отряд побывал во многих населенных пунктах по Тоболу и его притокам и 30 сентября 1696 г. вернулся в Тобольск. С.У. Ремезов был включен в число участников похода для сбора топографических сведений, которые он получал путем личных наблюдений, съемки местности и расспросов старожилов. На листе номер 21 его атласа, где размещен участок реки Тобол от деревни Вороновка до села Утятского, мы видим холм, помеченный как Царев Курган, и рядом Арбинский Яр. Но описания холма не дается. Знаменитый ученый и путешественник Петр Симон Паллас, достигший Тобола со своей экспедицией в апреле 1770 года, уделяет этой древней могиле гораздо больше внимания. В изданном в Санкт-Петербурге в 1786 г. «Путешествии по разным местам Российского государства» он пишет о Царевом Кургане: «Сим именем называется чрезвычайной величины людьми насыпанный курган, о коем не осталось предания, и неизвестно – воздвигнут ли оной древними обитателями сея страны, как памятник какого важного происшествия, или как гробница, покрывающая тело какой ни есть знатной особы. Холм сей имеет в окружности около 240 аршин и в расстоянии на 8 аршин окружен весьма уже заросшим, однакож вышиною слишком полторы сажени и круглую фигуру составляющим валом и рвом, который во всей своей окружности по крайней мере 350 аршин имеет; к северной стороне имеет пролом. Холм имел сперва вид конический, и был гораздо выше, нежели теперь, ибо вершина онаго по приказанию князя Мещерского срыта и выкопана в оном глубокая яма, однакож, сказывают, при оном изыскании ничего не открыто… К южной стороне от великого сего холма лежит ближе к реке еще несколько маленьких и видны различные могильные насыпи выше и ниже оного рассеянные…» Если Паллас говорит, что о Царевом Кургане не осталось никакого предания, то выдающийся краевед Николай Алексеевич Абрамов спустя девяносто лет в своей статье о Кургане в «Тобольских Губернских Ведомостях» уже приводит красивую поэтическую легенду, варианты которой с этого времени передаются от поколения к поколению: «О Царевом Кургане, как величественном и примечательном памятнике, сохранилось предание. На левом высоком (там до 15 саженей) берегу р. Тобола на живописном месте Алгинского яра (Алгин – с татарского значит «знаменитый», «отменный») в древности имел свой юрт некоторый знаменитый из татарских ханов. В семействе его отличалась необыкновенной красотою дочь. Судьбе угодно было в юности прекратить жизнь ее. По смерти отец похоронил милое дитя вблизи своего жилица и над могилою приказал насыпать высокий курган. Русские удальцы, еще за долго до водворения своего в сих местах, соединяясь артелями, отправлялись на места, оставляемые татарами и несмотря на испытываемые беды от кочевавших около тех мест степных племен, не переставали уезжать в степь, понаслышке узнавали о существовании древних могил с кладами. Бывало, что в то время, как рылись они в курганах и буграх, киргизские наездники убивали их на месте или брали в полон. Таким образом, с незапамятных времен был разрываем кладоискателями и Царев Курган… При подобных поисках будто бы погребенная под Царевым Курганом ханская дочь, не могшая вынести нарушения ее покоя, принуждена была оставить свою могилу. В одну летнюю полночь, когда кладоискатели разрывали курган, вдруг из глубины его, на окованной серебром колеснице, запряженной двумя белыми лошадьми, показалась девица-красавица с распущенными волосами, в блестящем разными дорогими каменьями головном уборе и богатейшем татарском платье. Она мгновенно пронеслась к западу и вместе с колесницею утонула в глубине Чухломского озера (это название, вероятно, происходит от татарского слова «Чуклимак» – повергаться, упадать)». Некоторые исследователи считают автором этой легенды самого Н.А. Абрамова; вполне вероятно, однако, что ее возникновение восходит к петровской эпохе, когда бурование (разрытие древних курганов-могильников в поисках золота) стало обычным промыслом среди русских жителей Зауралья. Так, по документам Далматовского монастыря, в 1712 году распоряжением сибирского наместника князя Гагарина были посланы отставной драгун Михаил Слободчиков и крестьянин Макар Лобов «для поиску золота и серебра, меди и иных вещей в недрах насыпей для казны государевой». А уже в 1716 г. князь Гагарин прислал Петру I большую коллекцию золотых вещей из курганов весом 60 фунтов при особой описи. Часть этой коллекции вошла в состав Петровской кунсткамеры и до сих пор находится в государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. К этому же времени – началу XVIII столетия относятся и действия оренбургского обер-коменданта Мещерского (слобода Царево Городище относилась тогда к Оренбургской губернии), приказавшего своим людям разрыть Царев Курган. Однако, если верить С.П. Палласу, раскопки эти остались безрезультатными. Легенда о Царевом Кургане, записанная Н.А. Абрамовым, быстро обрастала «историческими» подробностями. В книге «Тобольская губерния накануне 300-летней годовщины завоевания Сибири», изданной в Тобольске в 1881 году, уже точно называется отец степной красавицы, захороненной в Царевом Кургане – татарский хан Кадыр, подробно описывается процедура захоронения и священный страх кочевников, которые в течение многих веков обходили это место стороной, стараясь не нарушить сон «спящей красавицы»… И еще долго эта поэтическая легенда оставалась единственным объяснением происхождения Царева Кургана. В конце XVIII века Царев Курган стал местом народного гулянья в Троицын день, празднуемый православной церковью в пятидесятый день после Пасхи. Сюда стекалось множество народа из города и близлежащих деревень. По заведенному обычаю, гуляли до поздней ночи: водили хороводы, боролись, устраивали разные игры. Более зажиточные люди разбивали шатры на вершине Царева Кургана, для которых срубали молодые березки. В этот день совершался крестный ход – церковное шествие с крестами, хоругвями и иконами. В часовне, стоявшей на берегу Тобола, брали образ святой Троицы и переносили его в церковь деревни Курганской, где проходила всенощная. На другой день после литургии и молебна икона относилась обратно. В 1872 году по решению Тобольского губернского статистического комитета составлялась археологическая карта Курганского округа. Исполняющий должность тобольского младшего окружного землемера Шмурыгин в своем рапорте писал о Царевом Кургане: «Курган этот прежде имел конусообразную форму, довольно был высок, так что (по словам жителей) на него с трудом можно было всходить, рвы около него были далеко глубже, но был срыт и получил форму усеченного конуса. В середине его наверху была яма до 1,5 сажен, которая назад тому лет 15 бывшим курганским исправником заровняна и на том кургане была устроена беседка, где жители г. Кургана в день Св. Троицы устраивали гулянья… Рядом с Царевым Курганом лежали еще два кургана, диаметром до 10 сажен, вышиною до 2,5 аршин, а третий, находящийся к северу, расстоянием в 650 сажень, в окружности до 52 сажень, в диаметре 27 сажень и вышиною до 1, 5 сажень». Первые научные раскопки Царева Кургана были организованы только в 1959-1960 гг. Руководил раскопками известный уральский археолог К.В. Сальников. Осенью 1959 г. он рассказывал со страниц газеты «Советское Зауралье»: «Пока изучены насыпь и бревенчатый настил, оказавшийся в насыпи. Выяснено, что Царев Курган был сооружен над огромной глубокой могилой площадью до 100 квадратных метров. Могильную яму покрыл настил диаметром свыше 25 метров из толстых бревен, которые в нескольких местах лежали в 7 рядов. Это – основная могила. В нынешнем году она не будет раскапываться…» Кроме того, тем же летом археологическая экспедиция установила, что еще задолго до сооружения Царева Кургана на этом месте существовал могильник уже во втором тысячелетии до нашей эры – более трех тысяч лет назад! Племена андроновской культуры бронзового века хоронили здесь своих умерших соплеменников. Два таких погребения были исследованы экспедицией за пределами Царева Кургана, а десять оказались перекрытыми насыпью. Всего же при вскрытии центральной могилы было обнаружено до 18 таких погребений! Среди найденных в них вещей оказались бронзовые топоры, кинжалы, шилья, браслеты, бусы, множество глиняных сосудов, кости человека и домашних животных. Наконец, в июле 1960 г. было раскопано центральное погребение, относящееся к III – IV вв. н.э. Когда археологи разобрали бревенчатый настил, их взгляду открылась могильная яма диаметром 11-12 м, углубленная в песчаный грунт поверхности. Стенки ее были укреплены досками. Внутри ямы была сооружена прямоугольная погребальная камера, стенки которой тоже были укреплены досками. Погребальная камера была покрыта плахами – полубревнами. В центре могилы был разведен при погребении большой костер, чтобы огнем выгнать здых духов, прежде чем туда положить покойника. Огонь обуглил досчатое обрамление могильной ямы. В двух углах погребальной камеры были сделаны нары, опирающиеся на колы и тонкие столбики, чтобы поставить горшки с пищей. Покойник, вероятно, был заключен в саркофаг, сделанный из толстых, массивных тщательно вытесанных плах, обломки от которых были обнаружены исследователями. Вход в погребальную камеру находился в северо-западной части могилы. Здесь, у входа, были найдены части погребальной колесницы. Ожидалось, что погребение должно быть очень богатым, но не было даже останков погребенного. Все объясняется многократными ограблениями кургана. Деревянное покрытие погребальной камеры было нарушено шесть раз. В первый раз грабители проникли в могилу сразу же после захоронения, так как труп был вынесен еще до разложения, и забрали все предметы, пригодные для употребления. Но, хотя погребальный инвентарь почти не сохранился, размеры кургана и сложная конструкция склепа говорят о том, что Царев Курган является захоронением могущественного вождя скифо-сарматского племени эпохи раннего железа. Само устройство могилы с шалашеобразным коническим перекрытием передает устройство жилищ середины I тысячелетия новой эры. Что же касается прекрасной дочери хана Кадыра – увы, никаких следов ни ее самой, ни ее золотого клада при раскопках кургана обнаружено не было. Исчез Царев Курган с лица города уже совсем недавно, в 60-е годы. Какому-то ретивому советскому хозяйственнику пришла в голову «светлая» мысль пустить в дело черноземную землю древнего кургана, и уникальный исторический памятник просто срыли бульдозерами. Сейчас на этом месте находится гостиница «Курган». Так прекратила свое существование грандиозная могильная насыпь, равной которой не было на всей огромной территории Южного Урала, Зауралья и Северного Казахстана. Елена Барышева (по материалам книг А.М. Васильевой «Забытый Курган» и В. Плющева «Курган на Тобол-реке») |
Проекты о Кургане:
История города Кургана от основания до революции.
Люди старого Кургана. Улицы старого Кургана: путеводитель. |
||||||||||
|
© Copyright "История города Кургана".
Все авторские права защищены законом. Использование материалов без ссылки на сайт запрещается. |
|